В канун Недели 14-й по Пятидесятнице митрополит Тихон совершил вечернее богослужение в Свято-Введенском женском монастыре Орла

В канун Недели 14-й по Пятидесятнице митрополит Тихон совершил вечернее богослужение в Свято-Введенском женском монастыре Орла

Вечером 25 сентября митрополит Орловский и Болховский Тихон совершил всенощное бдение по Пасхальному чину в храме Воскресения Словущего в Свято-Введенском женском монастыре города Орла. Богослужение состоялось в канун Недели 14-й по Пятидесятнице, пред Воздвижением, дня памяти обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме — Воскресения словущего.

Архипастырю сослужили благочинный храмов Центрального округа протоиерей Василий Иванов и клирики обители.

За богослужением молились игумения Олимпиада (Рожновская) с сестрами.


* * *

26 сентября православные христиане воспоминают великое торжество 4 века от Рождества Христова по случаю освящения церкви Воскресения Христова — храма Гроба Господня, сооруженного в Иерусалиме равноапостольным Константином Великим и его матерью равноапостольной царицей Еленой. Праздник этот издревле называется в народе Воскресением словущим. Это означает, что, в отличие от праздника Светлого Христова Воскресения, Пасхи Господней, он «словет», то есть «слывет» Воскресением. Часто этот праздник еще называют осенней Пасхой.

Интересна история сооружения этого храма. После крестной смерти Спасителя священное место Его страданий долго попиралось язычниками. Когда римский император Тит в 70 году завоевал Иерусалим, он разорил город и разрушил храм Соломона на горе Мориа, не оставив камня на камне, как это предсказал еще Господь Иисус Христос в беседе с учениками. Позднее ревностный язычник император Адриан построил на месте разоренного Титом Иерусалима новый город, который назвал своим именем — Елий-Адриан, и запретил называть город прежним именем.

Святой Гроб Господень он приказал засыпать землей и камнями и на том месте поставил идола, а на Голгофе, где был распят Спаситель, в 119 году возвел храм, посвященный Венере. Перед ее статуей приносились жертвы и совершались языческие обряды, сопровождавшиеся блудодеянием.

В Вифлееме, на месте, где родился Спаситель от Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идола Адониса. Все это он делал намеренно, чтобы люди совершенно забыли о Христе и никогда более не вспоминали мест, где Он жил, учил, пострадал и воскрес во славе.

Когда на царство вступил равноапостольный Константин Великий, первый из римских императоров, признавший христианскую религию, он вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой решил обновить Иерусалим и на месте страдания и Воскресения Господа Иисуса Христа воздвигнуть новый храм, очистить от скверных языческих культов места, связанные с памятью Спасителя и вновь все их освятить.

Благоверная царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота, а равноапостольный Константин Великий написал письмо Патриарху Макарию I, в котором просил его содействовать святому делу обновления христианских святынь.

Прибыв в Иерусалим, святая царица Елена уничтожила все идольские капища, очистила город от языческих идолов и освятила осквернявшиеся места. Она горела желанием отыскать Крест Господа нашего Иисуса Христа и приказала раскопать место, где стоял храм Венеры. Там был обнаружен засыпанный Гроб Господень и Лобное место, неподалеку от которого были найдены три креста и гвозди.

Чтобы определить, который из трех крестов принадлежал Спасителю, Патриарх Макарий повелел возлагать кресты по очереди на усопшего, которого несли мимо к месту погребения. Как только Крест Христов коснулся умершего, он тотчас ожил. В величайшей радости благоверная царица Елена и Патриарх Макарий высоко подняли Животворящий Крест и показали его стоявшему народу.

Святая царица приказала немедленно начать строить большой храм, который включал бы в свои стены место распятия Спасителя — Голгофу и Гроб Господень, находившиеся на небольшом расстоянии друг от друга, как об этом пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «На том месте, где Он был распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен; там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко».

Храм Воскресения строился 10 лет, и святая царица Елена не дожила до завершения строительства. Возвратившись в Константинополь, она преставилась в 327 году.

За время своего пребывания в Иерусалиме благоверная царица построила храмы в Вифлееме, на горе Елеонской, в Гефсимании и во многих других местах, связанных с жизнью Спасителя и событиями Ветхого Завета.

Окончание сооружения Новозаветного храма Воскресения Христова, названного «Мартирион» в память крестных страданий Спасителя, совпало с прохождением I Тирского собора и 30-летием царствования равноапостольного императора Константина Великого. Поэтому состоявшееся 13 сентября 335 года освящение храма Воскресения было особенно торжественным. В нем участвовали иерархи христианской Церкви из многих стран.

На торжество обновления были приглашены отцы только что закончившегося Тирского собора. В тот же день был освящен весь город Иерусалим. Память этого знаменательного события отцы Церкви установили 26 (13) сентября.

Информационно-аналитический отдел Орловской митрополии.

Фото: 
Сергей Хоменко
417