Евлампий (Пятницкий), епископ. 27 июня 1840 — 12 ноября 1844

Епископ Евлампий (Пятницкий)

Преосвященнейший епископ Евлампий (в миру Петр Никитич Пятницкий) С 27 июня 1840 года по 22 ноября 1844 года — правящий архиерей Орловской епархии.

Родился в семье священника Ярославской епархии.

С 1805 г. учился в Ярославской семинарии. В 1816 г. поступил в Московскую духовную академию. 18 сентября 1820 г. окончил академию со степенью магистра богословия и был назначен бакалавром.

21 ноября 1822 г. пострижен в монашество; 6 декабря рукоположен во иеродиакона, а 9 декабря — во иеромонаха. 24 ноября 1824 г. назначен библиотекарем академии.

24 января 1826 г. возведен в сан архимандрита. С 15 февраля 1826 г. — инспектор академии; с 19 марта — настоятель Дмитровского Борисоглебского монастыря. В том же году назначен экстраординарным профессором академии. С 31 декабря 1828 г. — член Московского цензурного комитета.

С 28 марта 1830 г. — настоятель Московского Знаменского монастыря. С 27 апреля 1831 г. — настоятель Можайского Рождество-Богородичного Лужецкого монастыря. 18 ноября 1831 г. назначен ректором Вифанской семинарии.

11 февраля 1834 г. хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии, в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

С 22 июня 1840 г. — епископ Орловский и Севский.

С 12 ноября 1844 г. — епископ Вологодский и Устюжский.

13 июня 1852 г. возведен в сан архиепископа Тобольского и Сибирского. 30 июля 1856 г. уволен на покой в Свияжский Богородицкий монастырь.

Скончался 12 марта 1862 г. Погребен в Свияжском Успенском монастыре Казанской епархии, в пристройке к Никольскому храму.

В годы ректорско-преподавательской деятельности архиепископа Евлампия (тогда еще архимандрита) характеризовали добрым, непридирчивым, но очень нерасторопным. Он был плохой администратор и преподаватель. Студенты не любили ни его лекции, ни его записки. Изучение его записей они считали для себя настоящим наказанием и поэтому часто осыпали автора беспощадными сарказмами. Но многие студенты были последователями его благочестивой жизни. Он отличался необыкновенным усердием к равноевангельскому житию. Из 35 студентов его выпуска 10 приняли монашество.

Вступив на пост архипастырского служения, Преосвященный Евлампий произвел самое приятное впечатление на свою паству и духовенство, а последующая постническая и благочестивая жизнь еще более укрепила к нему всеобщую любовь. Он часто говорил проповеди, чем привлекал народ к посещению богослужений. Даже многие из раскольников уважали преосвященного.

Из жизни архиепископа Евлампия известен один случай, который можно назвать подвигом и благодаря которому народ еще более полюбил своего архипастыря. В 1839 г., когда загорелась Златоустовская церковь, преосвященный сам приехал на пожар и стал служить водосвятный молебен. По окончании молебна он сквозь огонь пробрался на колокольню и стал окроплять святой водой все горящее. Вера и горячие молитвы всех присутствующих угасили пламень огненный. Пожар прекратился. Совершив свой подвиг, Преосвященный Евлампий действительно вызвал во всех прославление Отца небесного. Добрую память оставил о себе архиепископ Евлампий у своей паствы.

Труды

  1. Обозрение Св. Четыредесятницы, особенно в отношении к паремиям на часах и вечерне ежедневной великопостной службы. Казань, 1861.
  2. Светлая седмица или поучения на каждый день Светлой Седмицы. М., 1851.
  3. Слова и поучения. (1851-1853, 1858-1860).
  4. Новый год, или предуготовительные к покаянию поучения от нового года до Св. Четыредесятницы. М., 1853.
  5. Первая седмица Великого Поста или краткие поучения на каждый день первой седмицы Великого Поста. М., 1882.
  6. Страстная седмица с Лазаревой субботы и неделю Ваий. М., 1853.
  7. Св. Четыредесятница, содержащая поучения на каждый день первой седмицы, на каждую неделю Великого Поста и на каждый день Страстной Седмицы. М., 1858.
  8. Св. Пятидесятница, заключающая поучения на каждый день Светлой Седмицы и на каждую неделю Пятидесятницы с прочими праздниками и неделею всех святых. М., 1858.
  9. Слова к тобольской пастве, говоренные в 1852-1856 гг. Казань, 1860. 2 т.
  10. Воззвание к духовному бодрствованию в холерный 1848 г. М., 1851.
  11. Воззвание к братиям (именуемым старообрядцами), чадам единые святые веры. Казань, 1856.

«Русское Православие»

5089